ДИФФУЗИЯ НОВШЕСТВ


ДИФФУЗИЯ НОВШЕСТВ
(diffusion of innovation) — усвоение и социальные процессы, связанные с усвоением технических новшеств, новой моды и т.д. Один из подходов концентрировал внимание на социальных и психологических характеристиках тех, кто применяет новшества. Так, Роджерс (1983) предложил трехстади-альную модель, согласно которой первоначально инновацию воспринимает относительно небольшое число людей, настроенное на достижение, прокладывая путь для большинства релевантной совокупности1, однако все же остается группа консерваторов, либо игнорирующая, либо активно противящаяся новому. Другой подход сосредоточен на "творческих формах" (например, "прибыльных", "радикальных", "технологических системах" в микропроцессорной технологии) и на технических характеристиках изобретений, оказывающих воздействие на масштабы его применения. Если в 80-х гг. 60% всех промышленных предприятий сообщали об использовании микротехнологии в производственном процессе, то только 12,5% включило ее в свою продукцию (Норткотт, 1988). Более широкие культурные и политические факторы — экономическое положение, стратегия управления, традиция индустриальных отношений — также формируют условия внедрения своевременной технологии.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Смотреть что такое "ДИФФУЗИЯ НОВШЕСТВ" в других словарях:

  • ДИФФУЗИЯ — (diffusion) распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому. Понятие впервые использовано британским антропологом Эдвардом Тайлором… …   Большой толковый социологический словарь

  • диффузия нововведений — Распространение культурных, социальных, экономических и других явлений, новшеств, идей, информации, первоначально концентрирующихся в одном или нескольких очагах источниках …   Словарь по географии

  • ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ПОТОК МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ — (two step flow in mass communications) идея, вопреки теории массового общества, о том, что в плюралистском обществе поток массовых коммуникаций опосредуется деятельностью лидеров, формулирующих мнение, которые действуют как привратники в таком… …   Большой толковый социологический словарь

  • ИЗОБРЕТЕНИЕ — (invention) действие или процесс разработки новой машины, объекта, техники и т.д. В этом качестве изобретение иногда отражается в науке, в историографии и особенно в народном сознании как индивидуальное достижение и как каталог дискретных событий …   Большой толковый социологический словарь

  • КРИВАЯ МАТЕРИАЛЬНОГО РОСТА — (logical growth curve) характерная для многих социальных ситуаций модель роста (см. Демографический переход; Диффузия новшеств), начинающаяся медленно, затем ускоряющаяся и наконец стабилизирующаяся …   Большой толковый социологический словарь

  • НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — (new technology) форма технологии, которая больше развита или автоматизирована относительно предшествующей ей в данном социальном контексте. Термин обычно применяется к информации и технологиям связи, основанным на микроэлектронике. Новая… …   Большой толковый социологический словарь

  • АРХЕОЛОГИЯ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ — На разных стадиях развития археологии доминирующую роль в ней играли различные научные школы, и их обозрение позволяет представить краткую историю археологической мысли. Некоторые специалисты по истории археологии рассматривают эти научные школы… …   Энциклопедия Кольера

  • Капитал — (Capital) Капитал это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения дополнительных благ Определение понятия капитала, виды капитала, рынок капитала, кругооборот капитала, проблема оттока… …   Энциклопедия инвестора

  • СТОИЦИЗМ — учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. История С. традиционно делится на три периода: ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3 2 вв. до н.э.), средняя стоя… …   Философская энциклопедия

  • Человеческий капитал — Человеческий капитал  совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь  Гэри Беккер развил эту… …   Википедия